Тюмень тыловая

Железная дорога Победы

Перевыполнить план работы на 300--400 процентов? Сейчас это кажется невозможным, но в годы Великой Отечественной войны такой ударный труд был нормой. Именно так тюменские железнодорожники вместе со всеми гражданами страны трудились ради общей победы. Память об их тяжелой и самоотверженной работе бережно собирают и хранят в музее истории железнодорожного транспорта, который находится в Тюмени во Дворце культуры «Железнодорожник».

В первые дни Великой Отечественной войны в регионе на фронт ушло около трех тысяч железнодорожников. Позднее была объявлена мобилизация, и людей на фронт уже не отправляли, а некоторых специалистов даже возвращали с передовой, рассказала заведующая музеем Наталья Иванова.

В локомотивном депо станции Тюмень в первые три месяца войны 200 рабочих ушли на фронт. Мужчин, которые трудились на железной дороге, заменили женщины и подростки. Женщины часто работали помощниками машинистов и водили паровозы, были кочегарами.

5 июля на городском митинге женщины дали слово: «Клянемся, что без наших мужей, сыновей и братьев, работа пойдет так же слаженно, и армия не будет терпеть ни в чем недостатка». Ощущалась нехватка паровозных бригад, машинистами становились женщины. Наравне с мужчинами водили поезда с ответственными грузами Екатерина Баянова, Анна Кондакова.

За смену или, как говорят железнодорожники, за плечо кочегары перекидывали в топку от 3 до 5 тонн угля. Женщины не могли справляться с таким грузом, им помогали помощники машиниста. Анна Кондакова – первая женщина в Тюмени, которая поднялась на паровоз сначала как помощник машиниста, а позднее как машинист. Она водила поезда со среднесуточным пробегом в 400 км при норме 243 км.

В качестве помощников машинистов-кочегаров ездили Надежда Суворова, Евдокия Жилина, Екатерина Каплина, Мария Александрова, Анна Колмагорова, Зинаида Ваулина, Капитолина Рябова, Клавдия Ивахина, Валентина Марач, Надежда Деева, Надежда Егорова, Валентина Чагина. В то время трудно было найти экипаж, в котором бы помощником, а тем более кочегаром, ездил мужчина. Исполняли эту тяжелую работу женщины.

Поток грузов в обоих направлениях с усилением боевых действий на фронтах увеличивался. На запад шли воинские эшелоны с боеприпасами, техникой, углем и коксом для заводов Урала, на восток составы с оборудованием эвакуированных заводов, санитарные. Одним из первых в паровозном депо Тюмень в сентябре 1942 года получил орден Ленина Степан Ваганов за перевыполнение заданий по перевозке военных и народно-хозяйственных грузов.

В Тюмень за годы войны железнодорожники перевезли 22 промышленных предприятия и 14 госпиталей. Поезда доставляли военные грузы и солдат. На базе паровозного депо в регионе изготавливали мины и минометы, делали бронепоезда. На станции Ишим (в то время это территория Омской области) был произведен бронепоезд «Патриот», который в 1942 году отправился на фронт.

В вагонном депо в Тюмени построили поезд-баню – банно-дезинфекционный поезд № 38. Инициаторами строительства выступили железнодорожники, но участие в его создании приняли все жители города. Они собрали 177 тысяч рублей. Строительство поезда началось 6 января 1942 года и длилось всего 25 дней. В состав входило 10 вагонов: 50-тонная бочка-цистерна, обшитая 300-миллиметровым специальным покрытием, чтобы сохранять тепло, раздевальные, душевые, медпункт, а также вагон-клуб.

В вагоне-клубе поставили пианино, которое подарили сотрудники Тюменского музыкального училища. Женщины станции Вагай на собственные средства приобрели баян и передали рабочим. В вагоне-клубе были шахматы, шашки и библиотека. Мясокомбинат изготовил тонну душистого мыла специально для поезда-бани. Тюменский поезд побывал на многих фронтах и дошел до конца войны.

Тюменские железнодорожники активно участвовали в социалистических соревнованиях и субботниках, собирали денежные средства. В архивах хранится телеграмма от Иосифа Сталина Тюменскому паровозному депо, в которой он передает большой братский привет и огромное спасибо за сбор денежных средств на вооружение Красной армии. Тогда собрали 107 тысяч рублей. Локомотивная бригада Тимкина, собрав деньги, приобрела эшелон угля и отправила его в Сталинград. Так тюменские железнодорожники помогали фронту.

В годы войны тюменцы работали в две--три смены. Зачастую машинисты трое суток не сходили с паровоза. Чтобы паровоз быстрее вышел на смену из-за большого грузопотока, ему даже не давали остывать. Ремонтников локомотивного депо, которым нужно было спуститься в топку, обливали холодной водой. Рабочий спускался на 10--15 минут, ремонтировал, поднимался и его снова обливали холодной водой. В таких условиях работали железнодорожники, помогая фронту.

У здания Дворца культуры «Железнодорожник» установлен поезд ФД – «Феликс Дзержинский». До 1941 года таких мощных паровозов в регионе еще не было. Он развивал скорость до 85 км в час и перевозил больше грузов. Этот паровоз, побывав под обстрелами, пришел в Тюмень с Ленинградского фронта осенью 1941 года и вместе с ним пришли еще 5 таких паровозов.

Для ремонта паровоза «Комсомольский» специально собрали комсомольскую бригаду под руководством Михаила Ковязина. Его восстановили, паровоз всю войну отработал, перевозил в 2,5 раза превышающие норму грузы, неоднократно завоевывал первые места по грузоподъемности на сети дорог. Специально для этого паровоза Новозубковская стрелковая дивизия № 73 изготовила бронзовую эмблему, на которой изображен танк и надпись «За Родину!». Такой эмблемы не было ни одного паровоза. Сейчас она хранится в краеведческом музее Тюмени.

В годы войны Тюменская дистанция пути, в которой работали в основном женщины и подростки, несколько раз занимала первые места в трудовых соревнованиях и завоевывала Красное знамя обороны. В 1946 году на вечное хранение в Тюменскую дистанцию пути передали Красное знамя обороны, которое также хранится в краеведческом музее. В Тюмени насчитывалось всего три предприятия, которым передали на вечное хранение такие награды.

История одной фотографии


На снимке – молодые кадры паровозного депо во время Великой Отечественной войны. В первые дни войны рабочие ремонтных цехов и служб призывного возраста ушли на фронт. Рабочие места токарей, слесарей заняли подростки и женщины. Они приходили в депо с горячим желанием трудиться для победы, но навыков и технических знаний не имели. Приходилось мастерам на ходу учить подростков. Для новичков организовали краткосрочные курсы слесарей, токарей, а некоторые овладевали профессией прямо у станка, верстака.

Известны имена мастеров депо: Якова Веденеевича Сергеева, Ивана Сергеевича Бахтеева, Михаила Кузьмича Краева, Федора Васильевича Рудака, Федора Федоровича Шлыкова, М.С. Обухова, А.В. Владимирова, В.Г. Шушканова, М.Л. Голешова, И.М. Зайцева, М.И. Рогова, П.Ф. Морозова. Сохранились в архивах и имена подростков, недавних школьников -- Евграфа Мальчихина, Володи Шушканова, Вали Гмызина, Лени Шильникова, Зои Шушкановой, Вали Поспеловой, Шуры Лазаревой.

Из истории

В тревожные дни жестокой битвы под Москвой родились молодежно-комсомольские фронтовые бригады. Парни и девушки работали по 2--3 смены, забывали о сне и отдыхе, сутками не бывали дома. «Фронту надо – сделаем!» , «В труде – как в бою» – такими были девизы молодежных бригад. Одной из первых званий фронтовой бригады было присвоено механическому цеху, где мастером в те годы работал Василий Григорьевич Глушков.
В мае 1942 года в стране началось Всесоюзное социалистическое соревнование. Инициаторами выступили сибиряки. Одним из проявлений боевого духа Всесоюзного социалистического соревнования явилось патриотическое движение двухсотников, трехсотников, пятисотников, тысячников. Лозунгом соревнования было: «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!»
Одним из первых включился в соревнование комсомолец Радивилов, слесарь вагонного депо Тюменского отделения дороги. Его нормой стало выполнение плана на 450 процентов. Токарь этого же депо Чернецкая выполняла норму на 300 и более процентов. Коммунист Семинский накануне открытия XI городской партийной конференции, делегатом которой его избрали, выполнил норму на 1 285 процентов.
Немало двусотников, а потом пятисотников было в локомотивном депо. Например, токари механического цеха Емельянов, Коровин начали работать на двух станках и выполняли нормы на 500--600 процентов. Ряды новаторов военного времени быстро росли. На вагонном участке инициативу проявили комсомольцы Захаров, Радивилов. Вскоре стало 49 двухсотников, 19 трехсотников и 3 четырехсотника. Замечательный почин Заббарова, Радивилова, Чернецкой поддержали машинист Георгий Жебутинский, обязавшийся обеспечить пробег своего паровоза между обточками в 120 тыс. км. 300 процентов – таким было обязательство вагонников на 1942 год.

Письмо бойца

Лучший токарь вагонного депо Борис Заббаров, выполнявший нормы до тысячи процентов, вначале войны был призван на фронт. Будучи бойцом Красной армии, он не порывал связи с родным коллективом. К Новому году он прислал письмо, в котором написал: «Дорогие товарищи, шлю боевой привет и желаю Вам на трудовом фронте больших успехов… Вы находитесь в глубоком тылу, но победа на фронте во многом зависит и от вас. Я думаю, что вы сами хорошо знаете, какую роль играет транспорт в данный момент, как важно для победы над врагом выпускать больше продукции высокого качества. Немецкие бандиты, предвидя свою гибель, звереют все больше и больше, нападая на мирные города. Советские люди самоотверженно работают на своих местах, у станков, в цехах, в поездах и дают невиданную производительность труда. У всех одно стремление: как можно скорей уничтожить врага. Что сделал наш цех для фронта? Напишите о вашей работе. С товарищеским приветом Борис Заббаров».

Ответ работников вагонного депо на письмо солдата Заббарова.

«Дорогой товарищ Заббаров! Твое фронтовое письмо мы получили и зачитали на нашем собрании... Твои товарищи Тепнин, Иночкин, Николаева, Золотов, Хохряков, Тонышев, Евтеев, Соколов, Волков, Мелкобродов и другие, работая на выполнение особых заданий, по 2--3 дня не выходят из цеха. Твои товарищи по станку Иночкин и Тепнин подняли производительность труда на 250--300 процентов, а в целом механический цех годовую программу 1941 года выполнил на 220 процентов. Коллектив механического цеха взял обязательства выполнить программу на 250 процентов, коллектив цеха автосцепки – на 300 процентов, рабочие цехов: годового ремонта вагонов – на 120 процентов, среднего ремонта вагонов – на 125 процентов, колесного цеха – на 150 процентов.
Товарищ Заббаров! Все наши мысли и дела направлены на усиление помощи фронту. Мы теперь работаем над специальными заданиями. Выполняем их быстро и аккуратно, по-военному. Заверяем тебя, что мы отдадим все свои силы на помощь фронту. Ты находишься непосредственно на передовых позициях. С честью выполняй указания вождя товарища Сталина, истребляй беспощадно фашистскую нечисть. Дорогой Борис, коллектив вагонного депо гордится тобой, защитником нашей Родины и шлет тебе наилучшие пожелания. Мы уверены, что ты оправдаешь высокое звание бойца героической Красной Армии. Не теряй с нами связи, почаще пиши. Крепко обнимаем тебя».

Письмо подписали мастер механического цеха В.Г. Глушков, стахановцы механического цеха Чернецкая, Мелкобродов, Николаева, Кондюков, Иночкин, мастера цеха автосцепки Епишин, цеха годового ремонта Копытов, цеха среднего ремонта вагонов Молчанов, колесного цеха Куваев, стахановцы Гривцов, Яхнюк, Федоров, Созонов, Аныгин, Лежнин, Прудаев, Степанов, Комольцев.