Тюмень тыловая

«В труде – как в бою!»

Близится День Победы, когда вся страна будет чтить память погибших защитников Отечества и отдавать дань уважения тем, кто работал в тылу. Линия фронта проходила не только на передовой – она шла через сердца молодых и старых, женщин и детей, всех, кто, как и воины, своим героическим трудом приближал 9 мая 1945 года.
По данным Государственного архива социально-политической истории Тюменской области, в Тюмени, небольшом тогда провинциальном городке, до войны наиболее развитыми отраслями были деревообработка и судостроение. Работали завод «Механик», фанерокомбинат, лесозаводы «Республиканец» и «Красный Октябрь», судоверфь, овчинно-шубный завод им. Кирова, сапоговаляльная фабрика им. Челюскинцев.

Первый день войны


22 июня 1941 года 20 тысяч горожан собрались митинг. После него 500 человек записалось добровольцами на фронт. В военные годы в Тюмень эвакуировали из прифронтовой полосы более 20 промышленных предприятий – заводы из Калуги, Киева, Ленинграда, Москвы, Подольска и других населенных пунктов. Для их размещения в короткий срок построили более 70 тысяч квадратных метров производственных площадей. Уже весной следующего года все эвакуированные заводы приступили к выполнению государственных заданий и планов.
Город принял более 20 тысяч эвакуированных, но людей катастрофически не хватало. За четыре годы войны мобилизовали более 11 тысяч тюменцев, основная тяжесть работы в тылу легла на плечи женщин, стариков и подростков, а также тех, кто находился на заслуженном отдыхе. Их сердца бились в унисон со страной, а цель жизнь обозначилась короткими и суровыми словами: «Все для фронта! Все для победы!»

Трудовой героизм стал нормой

Трудовой героизм и самоотверженность стали нормой военных и послевоенных лет. Тюменцы в тылу подхватили лозунг Великой Отечественной войны «В труде – как в бою!» и считали себя мобилизованными на борьбу с немецкими захватчиками. С первых дней войны началось массовое движение за перевыполнение производственных норм, ширилось движение за совмещение профессий. Горожане снабжали фронт военной и гражданской продукцией. На фронт шли торпедные катера и мотоциклы, планеры и электроаппаратура для автомобилей, танков, мотоциклов и самолетов, медицинские препараты и саноборудование, авиафанера, корпуса фугасных мин, смолы, лыжи и лыжные установки, пароконные повозки, сани и многое другое.
Тюменские катера воевали на Черном, Балтийском морях, Тихом океане, Онежском и Ладожском озерах, участвовали во многих военных операциях. Тысячи ящиков с минами ежемесячно отправляли на фронт с завода «Механик». Тюменские планеры перебрасывали вооружение через линию фронта партизанам в брянские леса, на Орловщину, подо Ржев и в другие места. Фанерокомбинат в короткие сроки перешел на выпуск авиационной фанеры, дельта-древесины и другой продукции для фронта.
Мастерицы швейной фабрики шили гимнастерки, брюки, патронташи, погоны и петлицы для военных училищ Тюмени. На кожевенном предприятии изготавливали полушубки, бекеши, меховые жилеты, рукавицы. Подвигом стала работа тюменских железнодорожников, которые перевозили военнослужащих и оборонную продукцию. На собранные горожанами деньги в паровозном депо станции Тюмень всего за 25 дней построили поезд-баню для бойцов, маршрут которого завершился в Берлине.
Тюменцы не только усердно работали, они собирали деньги на строительство самолетов, на танковую колонну «Боевые подруги», на авиаэскадрилью «Тюменцы -- фронту» и многое другое. Самоотверженно трудились медики – в городе было развернуто 15 эвакуированных госпиталей.

На работу после уроков

Труд тюменцев в годы войны не раз отмечался на государственном уровне, предприятиям вручали переходящие Красные знамена Государственного Комитета Обороны. Рядом со взрослыми встали дети. Тюменские школьники Борис Ильинский, Юрий Мотовилов и другие через городскую газету осенью 1942 года призвали сверстников работать на Тюменском фанерокомбинате в свободное время. Вскоре бригада насчитывала уже более 40 человек и вся школа последовала их примеру. Подростки в 15--16 лет становились профессиональными слесарями, токарями, сборщиками. Четырнадцатилетней девочкой пришла работать токарем на судостроительном заводе Лидии Поповой, отец которой погиб на фронте, а мама скончалась раньше. Выучилась на токаря, изготавливала детали для торпедных катеров. Ее рабочий день длился по 12 часов.
В 16 лет началась трудовая биография Маргариты Угрюмовой, которая в 1943 году пришла на тюменский завод строймеханизмов № 766. Работала токарем, выполняла заказы для фронта. Через год стала победительницей в соревновании комсомольских бригад «Все для Победы». Ее имя вошло в список почетных граждан города. С пятнадцати лет связал свою жизнь со станкостроительным заводом Николай Рыбалов, выполнявший срочные заказы для фронта. Ему также присвоили звание почетного гражданина Тюмени...